Не хочется плохо говорить о своих соотечественниках, но сейчас не изменяет только ленивый, потому что всем кажется, что в том саду «трава зеленее». Одни, гульнув, возвращаются, другие входят в раж, не останавливаясь даже в преклонные годы. Мужчины соревнуются с женщинами, считая, у кого больше было партнеров, и уверенность в себе измеряют исключительно количеством любовных похождений. А почему бы и нет? Ведь за такой разврат ничего не будет. Не то что раньше — штраф выписывали, пороли прилюдно, песочили на профсоюзном и комсомольском собрании, вызывали к руководителю предприятия, лишали премии, делали все, чтобы вернуть неверного(-ую) в семью и отбить раз и навсегда желание прелюбодействовать.
Изменил – плати
Первым позаботился об этом Ярослав Мудрый, прописав в своем знаменитом уставе, что надобно делать мужу-изменнику. Таковым же он считался, если у него помимо любовницы были и совместные с ней дети. Тогда прелюбодей был обязан заплатить церкви штраф за свою измену жене в размере, угодном князю. А вот жена считалась изменницей за любовную связь с любым посторонним мужчиной, прознав о которой муж имел полное право по всей строгости наказать такое легкомыслие и уйти от нее, оставив блудницу на произвол судьбы. Будучи любящим жену или детей, он, конечно, мог и простить неверную и остаться с ней жить семьей, но тогда наказание получал он.
Не поймана – не гулящая
Во все времена к женским изменам относились щепетильнее, а наказание было суровее. Не исключение и допетровские времена. Дворяне к гулящим супругам были более снисходительны, чем крестьяне. Последние изменницу и высечь могли, и на исправительные работы отправить. Однако это никого не останавливало. Про женскую похоть в народе ходит много фольклора: «Не мать велела, сама захотела» или «Коль полюбит девка свата, никому не виновата».
В годы Петра I наказаний было великое множество. Муж, например, мог сразу развестись, забрать свою фамилию и отправить бывшую в монастырь или на прядильный двор, где каялись и пряли гулящие девки. Повторно выйти замуж она уже не могла. А если оставался жить с изменницей, то должен был подвергнуть ее суровым физическим наказаниям, чтоб на весь свой век запомнила.
Мужчина же за свои прегрешения, как правило, расплачивался штрафом, разговором с духовником и годом епитимьи.
Гульнул на стороне – поставил крест на карьере
Века сменяли друг друга, а презрение к оступившейся женщине не менялось. Как и прежде, наказания для нее были строже, чем для мужчины.
Крестьянский люд пускался во все тяжкие, вынося сор из избы и избивая неверную на глазах всей деревни, дворяне выгоняли бедняжку из дома, лишая приданого. Выйти «с лицом» из любовного треугольника женщине практически не удавалось.
Просьбы мужа развестись с ней суд всегда удовлетворял, а также назначал арест или общественные работы, чего не было в обратном порядке. Женщина получить развод не могла. Единственное наказание для блудного мужа — это моральное осуждение. Его могли перестать двигать по служебной лестнице, не дать желаемую должность, не повысить зарплату.
Мужчина, которому надоела жена, часто использовал измену как повод расстаться с ней и жениться на другой. Такое происходило повсеместно.