Рак яичников — восьмой наиболее часто встречающийся тип рака у женщин и третий по частоте тип рака среди гинекологических патологий. Опасность заболевания кроется в том, что долгое время оно протекает бессимптомно, так что в 60—80%случаев диагностируется уже на поздних стадиях. О том, что можно сделать для профилактики рака яичников, как быть с генетической составляющей и какие сегодня существуют варианты терапии, Wday рассказала эксперт в области лекарственного лечения опухолей женской репродуктивной системы, старший научный сотрудник НИИ клинической онкологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ Александра Тюляндина.
Тюляндина Александра
Эксперт в области лекарственного лечения опухолей женской репродуктивной систем
Старший научный сотрудник отделения клинической фармакологии и химиотерапии НИИ клинической онкологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ
Статистика заболевания раком яичников в России и в мире
Несмотря на то что это не самый часто встречающийся вид рака, по смертности он выходит на первое место среди всех онкогинекологических заболеваний. Так, в мире от рака яичников ежегодно умирает около 150 000женщин, в России — около 8000.
Особенностью этого типа опухоли является его «подкрадывающаяся угроза», то есть долгое время болезнь себя никак не проявляет и диагностируется уже на 3—4-й стадии, когда шансы на выздоровление составляют всего 10—15%. В большинстве случаев заболевание носит хроническое течение, и пациентки живут приблизительно четыре года.
Возраст и наследственность: самое важное о группах риска
Пик заболеваемости раком яичников возрастает у женщин, находящихся в постменопаузе, т.е. к 55—60 годам. К группе высокого риска заболеть данной опухолью относятся женщины с генетической предрасположенностью к раку яичников и другим типам рака. У этих женщин риск заболеть раком яичников увеличивается после достижения 40 лет.
Рак яичников может быть двух типов. Первый — это возникающий сам по себе, второй тип носит наследственный характер. Наследственный рак яичников встречается в 20—30% случаев. Поэтому те пациентки, у которых родители (а также бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры) болели раком (молочной железы, яичников, предстательной железы, поджелудочной железы, меланомой), должны относиться к своему здоровью особенно внимательно.
В идеале здоровой женщине, у родственников которой есть онкологическая история или подтверждена мутация в генах BRCA1/2, необходимо сделать тестирование на наличие этой мутации. Если генетические изменения есть, такую женщину называют здоровой носительницей мутации генов BRCA1/2, и в этом случае требуется более пристальное наблюдение специалистов (клинического генетика, маммолога, гинеколога) для выявления рака яичников и рака молочной железы на ранних стадиях. Но стоит помнить, что наличие мутации не всегда приводит к развитию онкологического процесса.
Что такое гены BRCA1/2? Это два гена, которые отвечают за восстановление нашей ДНК, когда в ней происходят незначительные поломки (что случается регулярно под воздействием различных факторов окружающей среды). Если гены BRCA1 и BRCA2 не работают так, как должны, белки-защитники не продуцируются, а в ДНК постепенно накапливаются изменения. В какой-то момент эти изменения могут спровоцировать бесконтрольное деление клеток и запустить онкологический процесс.
Знание о наличии генетической предрасположенности к раку яичников значительно увеличивает шансы на то, что болезнь удастся обнаружить на ранней стадии. И, соответственно, успешно ее вылечить. Так что если вы в курсе своего наследственного анамнеза, имеет смысл пойти в центр генетического консультирования для оценки необходимости проведения теста на мутации.
Нужно ли сдавать тест на мутации, если в семье нет патологий? Как правило, женщинам без семейной истории рака не рекомендуется сдавать этот тест. Риск распространения мутации в общей популяции низкий.
Симптомы, на которые важно обращать внимание
К сожалению, на ранних стадиях у рака яичников нет никаких симптомов. Обычно женщины прекрасно себя чувствуют и даже не подозревают, что в их организме происходит что-то плохое.
Симптомы общего характера:
- резкое похудение или, наоборот, увеличение объема живота за счет жидкости в брюшной полости (на более поздних стадиях);
- слабость, боли внизу живота, трудности с мочеиспусканием или запоры (на поздних стадиях);
- маточное кровотечение, кровянистые выделения из половых путей (бывает очень редко).
Все эти симптомы свидетельствуют об ухудшении ситуации — о том, что опухоль выходит за пределы яичников и распространяется в брюшной полости.
Профилактика и обнаружение болезни на ранней стадии
Чтобы не допустить развития рака яичников, важно регулярно — раз в 6 месяцев — ходить к гинекологу. Обычно врач делает визуальный осмотр и, когда ему что-то не нравится, назначает УЗИ органов малого таза. Ультразвуковое исследование помогает определить, увеличен ли яичник и есть ли изменения по брюшине (новообразования, метастазы, жидкость). После этого, если опасения подтвердились, начинается весь спектр обследований, необходимых для постановки диагноза, включая МРТ, КТ брюшной полости и малого таза.
Почему ходить к гинекологу нужно так часто? Болезнь довольно быстро прогрессирует, и всего через полгода может достигнуть 3—4-й стадии, которые считаются самыми опасными. При этом выявление заболевания на ранней стадии увеличивает шансы на выздоровление до 60%.
Осмотры у гинеколога и даже УЗИ не всегда могут показать наличие отклонений, так что часто врачи используют анализы крови на онкомаркеры CA-125 и HE4. Но, увы, даже все эти анализы вместе не дают стопроцентной гарантии, что рак яичников будет обнаружен на ранней стадии.
Что можно сделать для профилактики?
В интернете и литературе можно найти множество рекомендаций на тему. Кто-то пишет, что отсутствие беременности увеличивает риски, кто-то — что беременность рак яичников и вызывает. Одни говорят, что кормление грудью повышает риск, другие — что грудное вскармливание риск снижает. Спорят и по поводу раннего или позднего начала менструации и количества половых партнеров. Но правда в том, что все эти утверждения не имеют под собой научного основания. По крайней мере, достаточного для того, чтобы медицинские специалисты могли всерьез их рассматривать.
Современные методы терапии рака яичников
Женщину, у которой диагностировали рак яичников, ждет сложный путь. В первую очередь это хирургическое лечение, которое позволит определить стадию болезни и максимально удалить все ее проявления. Дальше идет системное лечение — химиотерапия. После чего нужно надеяться, что проведенного лечения окажется достаточно для того, чтобы болезнь не вернулась. Если же случается рецидив, то мы говорим о хроническом течении заболевания, требующем регулярного проведения химиотерапии, чтобы заглушить симптомы болезни и вернуть пациентку к обычному ритму жизни.
Что касается новых наработок, то не так давно появилась возможность использования PARP-ингибитора — препарата, который хорошо работает у пациентов при наличии мутации в генах BRCA1 и BRCA2. Именно поэтому сейчас назначают тест на мутацию всем больным раком яичников.
Как работает препарат? PARP-ингибитор блокирует еще один путь восстановления клетки (первый был заблокирован мутацией), так что опухолевая клетка не может восстанавливаться, нормально делиться и в конце концов погибает. Благодаря этому препарату, появляется шанс на выздоровление 64% пациентов с мутацией, хотя раньше мы могли говорить только о 10—15%.
Если у пациента есть мутация генов BRCA1/2, то после операции и/или окончания химиотерапии он получает поддерживающую терапию PARP-ингибитором в течение 2 лет для того, чтобы снизить риск рецидива. Сегодня можно говорить о том, что больше половины пациентов продолжают жить без признаков болезни в течение трех лет. И это очень хорошие цифры, учитывая, что ранее в 50% случаев рецидив у больных раком яичников случается через год.
Почему рак возвращается? Причины могут быть разными, но чаще всего потому, что опухоль неоднородна. Часть клеток обладает одним набором факторов, функций и характеристик, а другая часть — несколько отличающимся набором. Поэтому, когда химиотерапия воздействует на клетки, одни из них оказываются более чувствительными к лечению, другие — менее, а третьи вообще не отвечают на химиотерапию, временно погружаясь в «сон».
Сегодня мы знаем, что у пациенток с мутацией генов BRCA1/2 опухоль более чувствительна к химиотерапии, так что именно у них чаще удается полностью ее уничтожить, а использование современных препаратов в поддерживающем режиме после химиотерапии позволяет длительно поддерживать ремиссию или говорить об излечении от этой коварной болезни.