По данным ЮНЕСКО, женщин-учёных в мире в три раза меньше, чем мужчин. Сегодня международные организации разрабатывают специальные программы поддержки, поэтому с каждым годом количество исследовательниц растёт, а их открытия получают признание. Но так было не всегда. Имена многих женщин-учёных из прошлого были незаслуженно забыты, хотя без их изобретений сложно представить современную жизнь.
Зинаида Ермольева, впервые получила чистый пенициллин
Зинаида Ермольева родилась на хуторе Фролово в 1887 году. Интерес к науке у девочки появился ещё в школьные годы, когда она узнала о смерти Петра Чайковского и его матери от холеры, — Зинаида задумалась, может ли инфекция передаваться по наследству.
music workВ 1917 году Ермольева поступила на медицинский факультет Донского университета. Там она увлеклась микробиологией и посвятила свои исследования изучению возбудителей холеры. После нескольких лет работы Ермольева решила провести свой самый опасный эксперимент.
Во время эпидемии в 1922 году в Ростове-на-Дону она заразила себя холерой, чтобы получить определённый штамм бактерий.
Опыт закончился успешно. Это и ряд других открытий помогли выявить новый тип возбудителя холеры.
В 1925 году Зинаида Ермольева возглавила первую в СССР лабораторию биохимии микробов, где познакомилась со своим будущим мужем, вирусологом Львом Зильбером. Вместе они посетили несколько конференций во Франции и Германии, после которых Ермольева опубликовала первые статьи в немецких научных журналах. Её работы стали известны в мировом научном сообществе, а за свои труды в 1939 году она получила звание профессора.
Знания Зинаиды Ермольевой особенно пригодились во время Великой Отечественной войны в осаждённом Сталинграде, куда просочилась эпидемия холеры. В захваченный город было невозможно доставить необходимое количество бактериофага — пришлось организовать производство на месте. Несмотря на тяжёлые условия, Ермольевой это удалось, и холерный бактериофаг ежедневно стали получать 50 000 человек.
Помимо этого, Зинаида Виссарионовна заметила, что большая часть раненых умирает именно от заражения крови. Тем временем в Англии уже появился препарат пенициллин, который успешно боролся с опасными микроорганизмами.
В 1942 году Ермольева впервые выделила чистый пенициллин и создала советский антибактериальный препарат «Крустозин».
Через год лекарство запустили в массовое производство, и во время войны оно показало высокую эффективность — смертность от заражения крови снизилась на 80%. В послевоенное время Ермольева возглавляла кафедру микробиологии в Центральном институте усовершенствования врачей, а также основала собственную школу по изучению химии бактерий.
В отличие от карьеры, личная жизнь Зинаиды Виссарионовной сложилась трагично: оба её супруга были репрессированы. Первый муж Лев Зильбер был арестован по ложному обвинению в распространении чумы в Баку. Несмотря на то, что пара была уже в разводе, Ермольева добилась освобождения бывшего супруга. Второй её муж, микробиолог Алексей Захаров, был арестован и расстрелян в 1938 году. Родным сообщили, что он умер в тюремной больнице, только спустя два года.
Александра Глаголева-Аркадьева, создала рентгеностереометр и открыла самые короткие электромагнитные волны
Александра родилась в селе Товаркове Тульской губернии в 1884 году. Среднюю школу она окончила в Туле, затем несколько лет работала учительницей. В 1910 году получила специальность физика-математика на Высших женских курсах в Москве и осталась работать ассистентом на кафедре физики.
Самое первое и важное открытие Глаголева-Аркадьева сделала в 1916 году — создала прибор рентгеностереометр, который измеряет глубину нахождения осколков и пуль у солдат. А мировую известность Александре принесла разработка массового излучателя электромагнитных волн в лаборатории электромагнетизма им. Максвелла в Москве.
В 1923 году она первой в мире получила наиболее короткие радиоволны с длиной, равной длине тепловых волн. Это открытие помогло подтвердить единство электромагнитной природы света.
В последующие годы она занималась классификацией электромагнитных волн и разработкой научной терминологии. В 1926 году классификация оформилась полностью, результаты работы Александры Андреевны можно увидеть в современных учебниках по физике.
В 1932 году Глаголева-Аркадьева возглавила кафедру общей физики МГУ и стала одной из первых женщин-профессоров в университете. Как отмечали её студенты и коллеги, Александра Андреевна талантливо и ярко подходила к чтению лекций, а на её курсах всегда были аншлаги. За свои исследования она получила звание доктора физико-математических наук без защиты диссертации и стала первой русской женщиной-физиком, широко известной в мировом научном сообществе. Благодаря её работам люди изобрели много полезных вещей: от приборов ночного видения до пультов дистанционного управления и даже инфракрасной сауны.
Мэри Люси Картрайт, участвовала в создании теории хаоса
Мэри Картрайт родилась в 1900 году в английской деревне Айнхо в семье помощника епископа. Когда девочке было одиннадцать, она поступила в одну из школ в Солсбери. Её любимым предметом была история, хотя Мэри и не нравилось учить бесконечные списки фактов и дат. В старших классах Картрайт поняла, что математика нравится ей гораздо больше.
В октябре 1919 года она поступила в колледж Святого Хью в Оксфорде и стала одной из пяти женщин во всём университете, которые изучали математику.
Знания давались нелегко: после окончания Первой мировой войны мужчины возобновляли учёбу в университете, поэтому лекционные залы были переполнены. Картрайт часто приходилось переписывать у других студентов конспекты лекций, на которые она не могла попасть из-за нехватки мест.
После двух лет обучения Мэри плохо сдала экзамен по математике и даже ненадолго вернулась к своей первой любви — истории. Но вскоре возобновила занятия: по совету одногруппника она начала ходить на вечерние математические дискуссии, и это дало результат.
В 1923 году Картрайт окончила Оксфорд с отличием. Несколько лет она работала в английских школах, а в 1935 году по рекомендациям своих друзей-математиков Гарольда Харди и Джона Литлвуда стала преподавателем математики в Кембридже.
Накануне Второй мировой войны британский департамент научных исследований попросил Картрайт помочь с решением дифференциальных уравнений, связанных с разработкой технологии «радар». Мэри Люси пригласила своего коллегу Джона Литлдвуда помочь в решении этих уравнений.
Наработки учёных позже легли в основу теории хаоса и стали примером «эффекта бабочки». Может ли взмах крыльев бабочки вызвать торнадо на другом конце земли? Именно такой художественный образ описывает непредсказуемость, которую заметили Картрайт и Литтлвуд в своей работе над радиоволнами.
Учёные обнаружили, что сигнал неустойчив не из-за проблем с оборудованием — виновато само уравнение. Математики не дали конкретного решения, но помогли инженерам переключить внимание на решение проблемы случайных колебаний.
В 1947 году Мэри Картрайт стала первой женщиной-математиком, избранной в Королевское научное общество, а также возглавила несколько математических сообществ.
Рэйчел Фуллер Браун и Элизабет Ли Хэйзен, создали первый противогрибковый лекарственный препарат
Рейчел Фуллер Браун родилась в 1898 году в городе Спрингфилд, штат Массачусетс. В детстве Рейчел совсем не интересовалась наукой — она коллекционировала и изучала насекомых. После развода родителей семья оказалась в тяжёлом финансовом положении. Казалось, что образование Браун закончится уже после средней школы. Но упорная работа и решимость Рейчел поразили богатую подругу её бабушки, которая решила финансировать обучение девушки в массачусетском колледже Маунт-Холиок.
В 1921 году Браун стала магистром Чикагского университета по органической химии и устроилась преподавателем в частную школу для девочек. Спустя несколько лет Рейчел вернулась к исследованиям и начала работать в одном из отделов Департамента здравоохранения в Олбани. Там она успешно занималась разработкой вакцины от пневмонии.
Элизабет Ли Хэйзен родилась в 1885 году в штате Миссисипи. После смерти родителей девочку и её сестёр взяли на воспитание дядя и тётя, которые дали им хорошее образование. В студенчестве Хэйзен преподавала физику и биологию в одной из школ Джексона и параллельно посещала летние курсы сразу в двух университетах.
В 1910 году Элизабет получила степень бакалавра в Государственном женском колледже Миссисипи, а позже переехала в Нью-Йорк и поступила в Колумбийский университет.
Трудолюбие и усердие помогли ей в 1927 году стать первой женщиной в университете, которая получила докторскую степень по микробиологии. В течение следующих лет Хэйзен изучала происхождение инфекционных бактерий в Департаменте здравоохранения Нью-Йорка, а в 1931 году стала заведующей инфекционной лабораторией. Там она исследовала возбудителей сибирской язвы, изучала микологию и даже собрала собственную коллекцию грибковых культур.
В 1948 году пути Хэйзен и Браун пересеклись: они вместе начали работать над созданием первого препарата для борьбы с грибковыми инфекциями.
Жизнь в разных частях штата не стала помехой — женщины обменивались образцами по почте.
Хэйзен исследовала образцы почвы, чтобы проверить взаимодействие различных организмов с болезнетворными грибками. Когда она обнаруживала подходящий, то отправляла образец Браун, которая должна была выделить нужный организм.
В конце концов подходящий образец фунгицида нашёлся в почве с участка друзей Хэйзен. Браун очистила антибиотик до мелких белых кристаллов, и в 1950 году на собрании Национальной академии наук исследовательницы объявили о том, что нашли новое противогрибковое вещество. В 1951 году женщины запатентовали средство и продали права на его производство фармацевтической фирме. Препарат оказался более эффективным, чем пенициллин, и практически не имел побочных эффектов. Сейчас он широко применяется при лечении кожных, кишечных и половых инфекций.
Женщины отказались от прибыли с продажи препарата и разделили доходы между некоммерческой исследовательской корпорацией и фондом Браун-Хэйзен, который специализировался на исследованиях в области микробиологии. Рейчел и Элизабет принимали активное участие в работе фонда и особенно поощряли молодых женщин, занятых наукой.